История Михайловской средней школы №1 уходит своими корнями в те далекие дореволюционные годы, когда первые поселенцы 1872 года появились на Михайловской земле. Село Мирза-Гуль (так прежде до 1887 года называлось с. Михайловское) с каждым годом росло по количеству дворов и  по количеству населения. 

В 1890 году в селе появилась первая земская церковно-приходская двухклассная школа. Инициатором в постройке школы, сборщиком средств от населения и непосредственным руководителем всех работ по строительству  был Баклушин Василий Фёдорович, ставший впоследствии учителем этой школы.

После Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года в Михайловке, как и по всех стране, началась всеобщая ликвидация безграмотности. При существовавшей двухклассной школе открыт ликбез – вечерняя школа для неграмотных. Десять комсомольцев обучают грамоте на дому. В 1923 году открылись ещё 3 и 4 классы. В 1924 году в школе создана пионерская организация, первой вожатой была Прасковья Лукьяновна Лысенко. В 1927 году в бывшем доме помещика Соколова, центральной усадьбе  коммуны «Красный труд», открылись пятые и шестые классы. В 1928 году было срублено новое здание для школы, открылась семилетняя Школа Крестьянской Молодёжи (ШКМ). Все классы сдавали экзамен по подготовке к труду и обороне. После успешной сдачи экзаменов учащимся вручался значок. В школе действовал учебный комитет, строго следивший за учебой и дисциплиной. На его заседаниях старосты представляли отчёт о проделанной классом работе. Ученики серьёзно относились к общественной работе. В 1929 году школа выпустила своих первых учеников, которые смогли уже учиться дальше в техникумах и училищах.
С 1937 года семилетняя школа преобразована в среднюю. Первым директором был назначен Хин Александр Петрович, окончивший Омское педагогическое училище. В 1937 году он подвергся репрессиям, прошёл через сталинские лагеря и погиб. 
Следующий директор школы, Беленко Ермолай Демьянович, имел среднее образование, преподавал математику. Был хорошим организатором, строгим, справедливым человеком. В 1938 году его перевели в Ракитовскую школу, чтобы устранить недостатки в учебном процессе, поднять работу на более высокий уровень. 
На смену ему пришёл Харебин Михаил Савельевич, молодой и энергичный, историк по образованию. Завучем в это время работал Бухлов Иван Михайлович, учитель биологии. Недолго им пришлось руководить школой, они были призваны в армию и погибли в  годы советско-финской войны. 
В 1940 году директором школы вновь стал Беленко Ермолай Демьянович.
Первые преподаватели с высшим  образованием в школе появились в 1937 году: Алексей Карпович Митряшин, преподавал физику и математику, Ткачевская Татьяна Николаевна – химию. Это были выпускники МГУ имени М.В. Ломоносова и других высших учебных заведений.
Учились тогда бригадным методом: класс делился на группы, давалось задание. Вся группа готовилась, а один представитель от каждой группы сдавал зачет, отметки выставлялись всей  группе.  
Сохранилась фотография 1937 года, на которой изображён педагогический коллектив школы. Молодые, энергичные, увлеченные своей работой преподаватели вместе с детьми разыгрывали сцены из произведений Н.В. Гоголя, А.Н. Островского, А.П. Чехова, участвовали в спортивных состязаниях. 
По воспоминаниям Прасковьи Лукьяновны Касьяновой, которая начала свою педагогическую деятельность в  1936 году (по комсомольской путевке) в должности пионерской вожатой, особенно дети любили новогодний праздник, официально разрешённый с 1937 года. В школу привозили высокую и красивую ёлку. Дети и учителя мастерили украшения, шили карнавальные костюмы из газет и других подручным материалов. Праздник завершался вручением подарков. Радость была безмерной.

   1941-1945 г.г.

В день, когда началась война, в Михайловском были созданы отряды ополченцев и медицинских сестер. В школе же был организован вооруженный патруль из учеников старших классов. Вспоминает В.Н. Шабалов (выпускник 1947г.): «Винтовка была тяжелая. Но мы очень старались оправдать доверие. Бывали разные случаи. Однажды я шёл с винтовкой, держа её штыком вперед. Неожиданно навстречу выбежала девочка, и я немного поранил её. Меня наказали, а вскоре это дежурство отменили».
Во время войны в школе работали эвакуированные учителя: Янковская Л.Я., учитель химии; Ткачевская Н.Н., учительгеографии; Давыдов Т.Н., учитель русского языка и литературы; Каз Р.Д., учитель истории (которая была директором школы в 1942-43 учебном году); Ковалев В.И., учитель математики; Ковалева Л.И., учитель литературы; Ольга Клавдиевна и Вера Клавдиевна, учителя физики и математики (фамилию установить не удалось); Черногалов Т., учитель географии (был директором школы в 1944-45 г.). Эти учителя давали глубокие, прочные знания, и ученики военного времени вспоминают о них с большой теплотой. В эти же годы в нашей школе преподавали Ефименко З.Ф., Барташевич Р.Б., Беленко О.Е., Сальникова М.Г., Козьмина А.С., Шафрай С.Ф., Квашнина З.П., Буденная И.Е. и другие. 
В военное время учебный год начинался не 1 сентября, а после сбора урожая. Учителя и все ученики помогали колхозам  собрать урожай без потерь, так как все шло на фронт. Занятия проходили в трех помещениях: здание №1 (ныне музей), здание №2 (на месте ДЮСШ), здание №3 (учебный комбинат). 
Зимой в школе было холодно. Дрова для печного отопления дети заготавливали сами. В каждом кабинете стояла печь – голландка, которую необходимо было топить в течение всей ночи. Для этого приказом директора школы назначались дежурные из учителей и учеников. Но нагреть помещение сырыми дровами было трудно, поэтому дети на уроках сидели одетые. 
В классе обучались дети разного возраста. Писали на газетах и старых книгах. Чернила ученики тоже делали сами, смешивая сажу с молоком. Вместо ручек использовали деревянные палочки, к которым приделывали перья. Занятия проходили в две смены. Обучение в школе с 1-7 класса было бесплатным, а с 8-10 класс, где обучались дети из близлежащих сел, оплачивалось. Освещалась школа керосиновыми лампами. Лишь в 1942 году появился электрический свет. Это было связано с началом строительства железной дороги Кулунда - Малиновое Озеро.  Перед началом занятий проводилась линейка, которая начиналась с гимна, а затем шли сообщения ТАСС.
На каникулах все ученики работали в колхозе: на току, сенокосе, ферме, на посадке и уборке картофеля. Для подростков, начиная с 12 лет, начислялись трудодни. Но даже в это трудное время устраивали праздники. Самым важным праздником считался  День Советской Армии. В этот день провожали на фронт, встречались с ранеными  воинами, отправляли письма, посылки с кисетами и теплыми вещами для солдат. Первыми были призваны в действующую армию учителя. Вспоминает Н.Т. Никушов: «Мы проводили своих любимых учителей. А школа жила. Лучшие ученики старших классов по просьбе директора стали сами преподавать отдельные предметы. К делу относились со всей ответственностью, серьезно готовились к экзаменам, поэтому испытание на аттестат зрелости выдержали все выпускники. А затем радостное ожидание выпускного бала. Но война распорядилась по-своему. Закончилось детство. Мы были первыми выпускниками, призванными сразу после окончания школы на фронт. Было много трудных дней. Было много трудных ночей. Были трудные годы. Но, несмотря ни на что, враг не смог добиться победы, не смог одолеть Советскую Армию, не смог покорить наш народ, который одержал победу. Великую Победу». 

 Народное хозяйство страны понесло огромный урон в годы войны. Жизнь людей оставалась крайне тяжёлой, потому что большая часть мужского населения не вернулась с фронта,  некому было обрабатывать землю. Вновь вся тяжесть непосильной работы легла на плечи женщин и подростков. Школа жила проблемами страны. В 1946-1947 учебном году учащиеся обработали 8 гектаров земли, собрали 3,5 тонн зерна, 4 тонны овощей. Ребята считались «мобилизованными» на уборку урожая в колхозы района. Работать приходилось в тяжелейших условиях. 82 человека были отмечены за прекрасную работу. Им подарили 1000 тетрадей, 250 карандашей, 5 книг «История ВКП(б)», 15 книг В.И. Ленина «Задачи союзов молодежи». Ударно учащиеся школы потрудились и на комсомольско-молодёжном воскреснике, организованном по инициативе комитета комсомола 8 декабря 1946 г. Ученики 8-10 классов в количестве 60-ти человек за один рабочий день погрузили в вагоны 150 тонн зерна и подготовили к погрузке 450 тонн. А 28 мая 1946 года был проведён военно-физкультурный поход учащихся 5-9 классов с целью физической закалки и подготовки к защите страны. Не было равных в районе и школьной команде лыжников, в её состав входили Осинцева Таисья, Морозова Антонина, Немальцева Надежда, Глухов Иван, Митряшина Альбина. Как видим, дети, пережившие страшные годы войны, жили насыщенной интересными событиями жизнью и, несмотря на все сложности послевоенного времени, участвовали в смотрах художественной самодеятельности (наша школа часто занимала первые места), в смотрах детского рисунка. С 10 марта 1946 года еженедельно выпускалась общешкольная стенгазета «За учёбу», а для десятиклассников – журнал «Выпускник».
В эти годы было 9 классов-комплектов, что составляло 515 учащихся. Количество учащихся из года в год увеличивалось, поэтому школа работала в  две смены. Администрация школы постоянно вела борьбу за чистоту в школе. В субботу первой недели каждого месяца проводилась генеральная уборка всех помещений силами техперсонала и учащихся старших классов. А в стране свирепствовал сыпной тиф. Сложной была обстановка и в нашем районе. Приказом директора школы Кукушкина М.С. все классные руководители должны были ежедневно перед началом занятий проводить санитарный осмотр детей. С учениками и родителями проводили беседы о мерах предосторожности, предупреждающих заболевания тифом и скарлатиной. В первый послевоенный учебный год в нашей школе работало более 20-ти учителей. Большинство из них не имели законченного педагогического образования, поэтому администрация школы берёт на себя контроль за учёбой педагогического коллектива. Для успешной подготовки к экзаменам были оборудованы консультационные пункты по предметам. Тогда же были открыты физико-математический, физико-химический и химико-биологический кабинеты. 
Как и сейчас, в послевоенные годы школа решала проблемы обучения и воспитания. Просматривая документы тех лет, убеждаемся в том, что в  первой школе работал творческий, сплоченный коллектив педагогов, ищущий новые формы и  методы работы. 
В 1947 году нашу школу окончили 12 выпускников: Лебедев В.И., Антонюк Л.В, Атрощенко У.Я., Аферина А.Е, Зубец И.М., Кинелёв В.И., Клименко А.П., Кидряшёв В.А., Подхалюзина М.И., Рыжаков Г.М., Сергеев В.С., Шабалов В.Н. Администрация школы поощряла учащихся за отличную учёбу и общественную работу. Так в 1948 году на Доску Почёта поместили фотографии лучших учеников. Ими были: Мокроусова Ида, Сотникова Оля, Дементьева Лиза, Шамакова  Рита, Мокроусов Валерий, Болчусова Роза, Михеева Аня, Мыльникова Матрёна, Приходько Галя. Горева Аля, Свириденко Люда, Кукушкина Лида, Скородумова Аля, Наливайко Эмма, Балашова Аля, Гаранин Владимир, Горская Тоня. 
С каждым годом (с 1950 по 1955 г.г.) увеличивалось количество учеников. Трех зданий уже не хватало, поэтому в 1952 году к первому зданию присоединили две пристройки, но занятия всё равно продолжались в две смены. В целях лучшего использования учебно-наглядной базы школы и повышения качества образования 5-10 классов были переведены на  кабинетную систему обучения. Такое новшество было первым в СССР, оно подтверждало статус базовой школы Барнаульского пединститута. Таких (базовых) школ в крае было всего четыре. В 50-ые годы при школе был интернат, в котором жили дети из Ракитов, Бастана, Джантая. Некоторые из них получали бесплатное питание ввиду тяжелого материального положения. 
Учащиеся школы проводили в эти годы большую работу в приусадебном хозяйстве школы, участвовали во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве. Там побывали Белоглазова Лидия и Михеева Валентина. А когда началось освоение целинных и залежных земель Казахстана, юго-западной Сибири, ребята первой школы вновь активно работают летом на полях района, а осенью привлекаются для уборки урожая. Наиболее отличившиеся награждаются грамотами райкома ВЛКСМ. 
В 1959 году на основании указаний Министерства просвещения, Министерства здравоохранения и Академии педагогических наук в школе был организован труд учащихся по самообслуживанию. Ученики 1-4 классов ухаживали за комнатными растениями, ремонтировали книги в школьной библиотеке, сажали деревья, устраивали горки, катки. А ребята с 5 по 8 классы мыли пол в кабинетах, готовили и ремонтировали учебно-наглядные пособия, участвовали в оборудовании спортивных и географических площадок, выращивали картофель, овощи на учебно-опытном участке.           Старшеклассники занимались распиловкой дров, ремонтировали водопровод, электро- и радиосеть, участвовали в  оборудовании кабинетов, в строительстве школьных зданий. 
 На основании решения крайисполкома от 21 апреля 1960 г. за №376 Михайловская средняя общеобразовательная школа была преобразована в Михайловскую среднюю общеобразовательную  трудовую политехническую школу с производственным обучением. Для школы начался новый период её истории.