Михайловского района Алтайского края

Организация и проведение функциональной грамотности обучающихся

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции.
Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности:
https://fg.resh.edu.ru/
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-ramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
 

Подробнее: Функциональная грамотность

Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году

Нормативно-правовые документы федерального уровня

Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО». pdf (скачать) 

Письмо Министерства просвещения РФ от 12.09.2021 № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся». pdf (скачать)

Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 «О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности». pdf (скачать) 

Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности». pdf (скачать) 

Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 «Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности». pdf (скачать) 

Нормативно-правовые документы регионального уровня

Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 20.09.2021г. №1160 "О формировании и оценки функциональной грамотности обучающихмся общеобразовательных организаций Алтайского края в 2021-2022 учебном году". pdf (скачать)

Нормативно-правовые документы муниципального уровня

Приказ Комитета по образованию и делам молодёжи Администрации Михайловского района Алтайского края от 06.12.2022 г. № 429-Р "Об утверждении плана-графика мероприятий по введению и реализации обновленных ФГОС НОО, ООО и СОО в общеобразовательных организациях Михайловского района на 2022/2023 учебный год". pdf (скачать)

Нормативно-правовые документы образовательной организации

Приказ МКОУ "Михайловская СОШ №1" Михайловского района Алтайского края от 12.12.2022 г. № 109-2 "Об утверждении плана мероприятий по формированию функциональной грамотности  обучающихся МКОУ "Михайловская СОШ №1" на 2022/2023 учебный год". pdf (скачать)

 

План мероприятий МКОУ «Михайловская СОШ №1» по формированию функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год. pdf (скачать)